ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ гимназии №177 Протокол № 1 от 29.08.2019г. ПОЛОЖЕНИЕ о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 1. Общие положения 1.1 Данное положение разработано на основании действующего законодательства РФ, в частности: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Закон Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». Решение заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. №А4-18040 «О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах». Письмо Минобразования России от 20 декабря 2000 г. №03-51/64, включающее «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях». Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования (эквивалент ISO 15489-1-2001). ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы. ГОСТ 34.201-89. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. Приказ МКО от 6 августа 1997 г. №287 «О примерной номенклатуре дел общеобразовательных учреждений» (в ред. приказа Комитета образования от 22.03.1999 N 87). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ Устав МАОУ гимназии №177. 1.1. Под дистанционными образовательными технологиями (далее - ДОТ) понимаются технологии, реализуемые с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося независимо от их места нахождения и распределения во времени. Дистанционные технологии обучения предоставляют возможность обучаться в индивидуальном режиме с самостоятельным планированием времени и продолжительности занятий, возможность интерактивного контакта с педагогами, индивидуального подхода к обучающемуся. 1.2. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.3. Дидактические средства дистанционного обучения - учебные материалы и приёмы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, которые могут быть использованы при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога. 1.4. Дистанционные образовательные технологии могут применяться в организации образовательного процесса в качестве дополнительных возможностей к традиционным формам обучения с целью повышения качества результата образования, определяемого требованиями государственного образовательного стандарта. 1.5. Дистанционные образовательные технологии могут использоваться для всех предусмотренных законодательством РФ, Уставом ОУ формах получения среднего (полного) общего и дополнительного образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических (семинарских) занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, кроме государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. 1.6. Использование ДОТ не исключает возможности проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. 1.7. Соотношение объёма проведённых учебных, лабораторных и практических (семинарских), контрольных занятий с использованием ДОТ или непосредственного взаимодействия педагогического работника и обучающегося определяется при составлении учебных планов и учебных программ. 1.8. Учебные программы по различным предметам с применением ДОТ могут осваиваться обучающимся в различных формах. 1.9. Методическую основу ДОТ составляют электронные учебнометодические комплекты, доставляемые обучающимся с помощью интернеттехнологий, включая электронную систему дистанционного образования. Содержание электронного учебно-методического комплекта (онлайн-курса) должно базироваться на используемых образовательных программах, соответствующих действующим государственным образовательным стандартам. 1.10. Для управления дистанционным образовательным процессом и доставки учащимся дидактических материалов, реализации форм ДОТ используется специализированное программное обеспечение moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) система управления курсами, электронное обучение https://moodle.org/, распространяемое на условиях GNU GENERAL PUBLIC LICENSE Version 3 https://docs.moodle.org/dev/License. 1.11. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Формы ДОТ 2.1. Формы ДОТ: ресурсы электронной системы дистанционного образования (СДО); e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное самообучение, обучение в Интернете; видеоконференции; online тестирование; Интернет-уроки; сервисы Сетевого города; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; облачные сервисы и т.д. учителя предметники систематические включают в образовательный процесс по плану, разработанному в гимназии. 2.2. Формы ДОТ, используемые в образовательном процессе учителя предметники отражают в календарно-тематическом планировании. В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа; практика. 2.3. Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения: онлайн-курсы; работа с электронным учебником; просмотр видео-лекций; прослушивание аудифайлов; компьютерное тестирование; изучение печатных и других учебных и методических материалов прохождение on-line тестирования. 3. Функции участников подготовки и реализации системы дистанционного образования (СДО). Организаторами образовательного процесса с применением системы дистанционного образования являются определённые приказом руководителя, заместитель директора по УД, руководители методических объединений. Контроль над подготовкой и организацией СДО осуществляет директор гимназии. 3.1 . Функции заместителя директора по УД, ответственного за реализацию СДО: организация взаимодействия с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями); организация образовательного процесса с использованием СДО; подготовка проекта приказа по внедрению СДО; определение списка учебных предметов, где используются СДО (в список учебных предметов не могут входить предметы, изучаемые по учебному плану 1 раз в неделю, и предмет технология); планирование нагрузки педагогов; мониторинг образовательного процесса с последующим анализом его результатов; текущий и итоговый контроль качества образовательного процесса с применением СДО; контроль за разработкой рабочих программ и календарного учебного графика образовательного процесса с использованием СДО; организация экспертизы рабочих программ и методических материалов; организация и контроль за работой по размещению в системе дистанционного образования электронных образовательных ресурсов (еженедельно); организация повышения квалификации и профессионального общения, консультирования педагогов по проблемам использования СДО. 3.2. Функции руководителей методических объединений: мотивация педагогов на образование с применением СДО; консультирование педагогов по вопросам обучения с использованием СДО; использование возможностей СДО при организации взаимодействия педагогов МО с целью выполнения рабочих программ по предметам в исключительных случаях; контроль за наполнением базы электронных образовательных ресурсов, работой педагогов в СДО; анализ внедрения в СДО в образовательный процесс; сотрудничество со специалистом, обеспечивающим администрирование электронной системы дистанционного образования. 3.3. Функции педагогов: разработка рабочих программ, диагностических и учебных материалов по предметам, по которым реализуется СДО, осуществляется на основе имеющейся базы электронных образовательных ресурсов; подборка и использование электронных учебно-методических материалов (учебных пособий, лекционных и тестовых материалов, задач и т.п.) для СДО осуществляется с соблюдением авторских прав; разработка календарно-тематических планов для группового и индивидуального обучения; организация образовательного процесса и взаимодействие с обучающимися и их родителями (законными представителями); своевременный анализ работы обучающихся в системе СДО; своевременная синхронизация выставления отметок в системе СДО и электронном журнале; мотивация обучающихся на образование с применением СДО; формирование учебных групп в параллели классов; консультирование обучающихся по вопросам обучения с использованием СДО. 3.4. Функции специалистов, обеспечивающих администрирование сайта и программно-методического комплекса образовательного учреждения: сотрудничество с педагогами при разработке средств дистанционного обучения; разработка, внедрение и совершенствование информационных технологий и электронных ресурсов для их использования в электронной системе дистанционного образования; работа по сопровождению электронной системы дистанционного образования; помощь педагогам по созданию учебных материалов в электронном виде, разработанных согласно установленным шаблонам и консультации по созданию унифицированных электронных курсов и размещении электронных ресурсов в электронной среде дистанционного образования; предоставление обучающимся доступа к электронным образовательным ресурсам размещенным в электронной среде дистанционного образования; обеспечение авторизованного (идентифицируемого) входа и присутствия в системе СДО (в том числе и по IP-адресу); обеспечение защиты информации от вредоносных программ; обеспечение архивирования и дублирования информации; обеспечение безопасности персональных данных в соответствии с ФЗ152 и подзаконными нормативными актами; программная и аппаратная поддержка компьютерных классов, используемых при реализации СДО; консультационная поддержка личных компьютеров участников образовательного процесса в рамках СДО; разработка и публикация в системе ДО инструкций по использованию электронных ресурсов при организации образовательного процесса с применением СДО; участие в обсуждении вопросов по внедрению СДО в образовательный процесс на совещаниях и семинарах. 4. Порядок организации образовательного процесса с применением ДОТ Образовательный процесс с применением ДОТ организуется на основании решения большинства родителей (законных представителей) по заявлениям каждого класса согласно приказу директора образовательного учреждения на очередной учебный год: 4.1. Педагоги разрабатывают электронные учебно-методические материалы и размещают их в электронной среде системы дистанционного образования в следующем объеме: продолжительность выполнения дистанционного урока для ученика с учетом домашнего задания не должна превышать 1 астрономический час; 4.2. заместитель директора по УД и руководители методических объединений организуют экспертизу учебно-методических материалов; 4.3. специалисты, обеспечивающие функционирование электронной среды дистанционного образования и программно-аппаратного комплекса учреждения, обеспечивают доступ к размещенным материалам; организуют консультирование педагогов и учащихся по вопросам применения ДОТ. 4.4. педагоги проводят установочные занятия для учащихся по технологии дистанционного обучения (знакомство образовательной средой ДОТ, где размещено методическое обеспечение образовательного процесса, графиком образовательного процесса); 4.5. обучающиеся выполняют практическую часть учебных программ, выполняют контрольные работы, тестовые задания; 4.6. педагоги организуют промежуточное и итоговое тестирование учащихся в соответствии с графиком образовательного процесса, в том числе посредством электронной среды дистанционного образования. 5. Основные требования к образовательным учреждениям, использующим ДОТ. 5.1. Информационное обеспечение образовательной деятельности должно представлять собой информационные ресурсы на различных носителях и иметь средства оперативного доступа к ним. 5.2. Весь педагогический состав должен пройти соответствующее повышение квалификации в области новых информационных технологий. 5.3. Техническое оснащение должно включать компьютерную, аудио-, видео- и множительную технику; программное обеспечение должно быть использовано в строгом соответствии с лицензионным соглашением. 5.4. Образовательное учреждение разрабатывает технологический регламент в соответствии с требованиями к условиям реализации ДОТ. 6. Финансирование реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется из бюджета общеобразовательного учреждения. РАССМОТРЕНО На заседании Совета Председателей родительских комитетов Протокол №1 от 09.09.2019г.