ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии №177
Протокол № 1 от 29.08.2019г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ
1. Общие положения
1.1 Данное положение разработано на основании действующего
законодательства РФ, в частности:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
Закон Российской Федерации «Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N
816
"Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ"
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных
данных».
Решение заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по развитию информационного общества в Российской
Федерации от 30 декабря 2010 г. №А4-18040 «О внедрении электронных
образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и
технической поддержке педагогов на местах».
Письмо Минобразования России от 20 декабря 2000 г. №03-51/64,
включающее «Методические рекомендации по работе с документами в
общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие
требования (эквивалент ISO 15489-1-2001).
ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной
системы.
ГОСТ 34.201-89. Виды, комплектность и обозначение документов при
создании автоматизированных систем.
Приказ МКО от 6 августа 1997 г. №287 «О примерной номенклатуре дел
общеобразовательных учреждений» (в ред. приказа Комитета образования от
22.03.1999 N 87).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от
18.12.2006 N 230-ФЗ
Устав МАОУ гимназии №177.
1.1. Под дистанционными образовательными технологиями (далее - ДОТ)
понимаются
технологии,
реализуемые
с
применением
средств
информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не
полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и
обучающегося независимо от их места нахождения и распределения во
времени. Дистанционные технологии обучения предоставляют возможность
обучаться в индивидуальном режиме с самостоятельным планированием
времени и продолжительности занятий, возможность интерактивного
контакта с педагогами, индивидуального подхода к обучающемуся.
1.2. Под электронным обучением понимается организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой
при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих
ее обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу
по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и
педагогических работников.
1.3. Дидактические средства дистанционного обучения - учебные
материалы и приёмы обучения, формы организации учебно-познавательной
деятельности, которые могут быть использованы при опосредованном или не
полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
1.4. Дистанционные образовательные технологии могут применяться в
организации образовательного процесса в качестве дополнительных
возможностей к традиционным формам обучения с целью повышения
качества
результата
образования,
определяемого
требованиями
государственного образовательного стандарта.
1.5. Дистанционные образовательные технологии могут использоваться для
всех предусмотренных законодательством РФ, Уставом ОУ формах
получения среднего (полного) общего и дополнительного образования или
при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных
и практических (семинарских) занятий, практик, текущего контроля,
промежуточной аттестации обучающихся, кроме государственной итоговой
аттестации и единого государственного экзамена.
1.6. Использование ДОТ не исключает возможности проведения всех видов
учебных занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации путём
непосредственного
взаимодействия
педагогического
работника
с
обучающимся.
1.7. Соотношение объёма проведённых учебных, лабораторных и
практических (семинарских), контрольных занятий с использованием ДОТ
или непосредственного взаимодействия педагогического работника и
обучающегося определяется при составлении учебных планов и учебных
программ.
1.8. Учебные программы по различным предметам с применением ДОТ
могут осваиваться обучающимся в различных формах.
1.9. Методическую основу ДОТ составляют электронные учебнометодические комплекты, доставляемые обучающимся с помощью интернеттехнологий, включая электронную систему дистанционного образования.
Содержание электронного учебно-методического комплекта (онлайн-курса)
должно базироваться на используемых образовательных программах,
соответствующих действующим государственным образовательным стандартам.
1.10. Для управления дистанционным образовательным процессом и
доставки учащимся дидактических материалов, реализации форм ДОТ
используется специализированное программное обеспечение moodle
(модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) система управления курсами, электронное обучение https://moodle.org/,
распространяемое на условиях GNU GENERAL PUBLIC LICENSE Version 3
https://docs.moodle.org/dev/License.
1.11. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до
принятия нового.
2.
Формы ДОТ
2.1. Формы ДОТ: ресурсы электронной системы дистанционного
образования (СДО); e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады;
дистанционное самообучение, обучение в Интернете; видеоконференции; online тестирование; Интернет-уроки; сервисы Сетевого города; надомное
обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; облачные сервисы и т.д.
учителя предметники систематические включают в образовательный процесс
по плану, разработанному в гимназии.
2.2. Формы ДОТ, используемые в образовательном процессе учителя
предметники отражают в календарно-тематическом планировании. В
обучении с применением ДОТ используются следующие организационные
формы учебной деятельности:
лекция,
консультация,
семинар,
практическое занятие,
лабораторная работа,
контрольная работа,
самостоятельная работа,
научно-исследовательская работа;
практика.
2.3. Самостоятельная работа учащихся может включать следующие
организационные формы (элементы) электронного и дистанционного
обучения:
онлайн-курсы;
работа с электронным учебником;
просмотр видео-лекций;
прослушивание аудифайлов;
компьютерное тестирование;
изучение печатных и других учебных и методических материалов
прохождение on-line тестирования.
3. Функции
участников
подготовки
и
реализации
системы
дистанционного образования (СДО).
Организаторами образовательного процесса с применением системы
дистанционного
образования
являются
определённые
приказом
руководителя, заместитель директора по УД, руководители методических
объединений. Контроль над подготовкой и организацией СДО осуществляет
директор гимназии.
3.1 . Функции заместителя директора по УД, ответственного за реализацию
СДО:
организация взаимодействия с обучающимися, педагогами
и
родителями (законными представителями);
организация образовательного процесса с использованием СДО;
подготовка проекта приказа по внедрению СДО;
определение списка учебных предметов, где используются СДО (в
список учебных предметов не могут входить предметы, изучаемые по
учебному плану 1 раз в неделю, и предмет технология);
планирование нагрузки педагогов;
мониторинг образовательного процесса с последующим анализом его
результатов;
текущий и итоговый контроль качества образовательного процесса с
применением СДО;
контроль за разработкой рабочих программ и календарного учебного
графика образовательного процесса с использованием СДО;
организация экспертизы рабочих программ и методических материалов;
организация и контроль за работой по размещению в системе
дистанционного образования электронных образовательных ресурсов
(еженедельно);
организация повышения квалификации и профессионального общения,
консультирования педагогов по проблемам использования СДО.
3.2. Функции руководителей методических объединений:
мотивация педагогов на образование с применением СДО;
консультирование педагогов по вопросам обучения с использованием
СДО;
использование возможностей СДО при организации взаимодействия
педагогов МО с целью выполнения рабочих программ по предметам в
исключительных случаях;
контроль за наполнением базы электронных образовательных ресурсов,
работой педагогов в СДО;
анализ внедрения в СДО в образовательный процесс;
сотрудничество со специалистом, обеспечивающим администрирование
электронной системы дистанционного образования.
3.3. Функции педагогов:
разработка рабочих программ, диагностических и учебных материалов
по предметам, по которым реализуется СДО, осуществляется на основе
имеющейся базы электронных образовательных ресурсов;
подборка и использование электронных учебно-методических материалов (учебных пособий, лекционных и тестовых материалов, задач и т.п.)
для СДО осуществляется с соблюдением авторских прав;
разработка календарно-тематических планов для группового и
индивидуального обучения;
организация образовательного процесса и взаимодействие с
обучающимися и их родителями (законными представителями);
своевременный анализ работы обучающихся в системе СДО;
своевременная синхронизация выставления отметок в системе СДО и
электронном журнале;
мотивация обучающихся на образование с применением СДО;
формирование учебных групп в параллели классов;
консультирование
обучающихся
по
вопросам
обучения
с
использованием СДО.
3.4. Функции специалистов, обеспечивающих администрирование сайта и
программно-методического комплекса образовательного учреждения:
сотрудничество с педагогами при разработке средств дистанционного
обучения;
разработка, внедрение и совершенствование информационных
технологий и электронных ресурсов для их использования в электронной системе дистанционного образования;
работа по сопровождению электронной системы дистанционного
образования;
помощь педагогам по созданию учебных материалов в электронном
виде, разработанных согласно установленным шаблонам и консультации по
созданию унифицированных электронных курсов и размещении электронных
ресурсов в электронной среде дистанционного образования;
предоставление обучающимся доступа к электронным образовательным
ресурсам размещенным в электронной среде дистанционного образования;
обеспечение
авторизованного
(идентифицируемого)
входа
и
присутствия в системе СДО (в том числе и по IP-адресу);
обеспечение защиты информации от вредоносных программ;
обеспечение архивирования и дублирования информации;
обеспечение безопасности персональных данных в соответствии с ФЗ152 и подзаконными нормативными актами;
программная и аппаратная поддержка компьютерных классов,
используемых при реализации СДО;
консультационная поддержка личных компьютеров участников
образовательного процесса в рамках СДО;
разработка и публикация в системе ДО инструкций по использованию
электронных ресурсов при организации образовательного процесса с
применением СДО;
участие в обсуждении вопросов по внедрению СДО в образовательный
процесс на совещаниях и семинарах.
4. Порядок организации образовательного процесса с применением ДОТ
Образовательный процесс с применением ДОТ организуется на основании
решения большинства родителей (законных представителей) по заявлениям
каждого класса согласно приказу директора образовательного учреждения на
очередной учебный год:
4.1. Педагоги разрабатывают электронные учебно-методические материалы
и размещают их в электронной среде системы дистанционного образования в
следующем объеме: продолжительность выполнения дистанционного урока
для ученика с учетом домашнего задания не должна превышать 1
астрономический час;
4.2. заместитель директора по УД и руководители методических
объединений организуют экспертизу учебно-методических материалов;
4.3. специалисты, обеспечивающие функционирование электронной среды
дистанционного образования и программно-аппаратного комплекса
учреждения, обеспечивают доступ к размещенным материалам; организуют
консультирование педагогов и учащихся по вопросам применения ДОТ.
4.4. педагоги проводят установочные занятия для учащихся по технологии
дистанционного обучения (знакомство образовательной средой ДОТ, где
размещено методическое обеспечение образовательного процесса, графиком
образовательного процесса);
4.5. обучающиеся выполняют практическую часть учебных программ,
выполняют контрольные работы, тестовые задания;
4.6. педагоги организуют промежуточное и итоговое тестирование учащихся
в соответствии с графиком образовательного процесса, в том числе
посредством электронной среды дистанционного образования.
5. Основные
требования
к
образовательным
учреждениям,
использующим ДОТ.
5.1. Информационное обеспечение образовательной деятельности должно
представлять собой информационные ресурсы на различных носителях и
иметь средства оперативного доступа к ним.
5.2. Весь педагогический состав должен пройти соответствующее
повышение квалификации в области новых информационных технологий.
5.3. Техническое оснащение должно включать компьютерную, аудио-,
видео- и множительную технику; программное обеспечение должно быть
использовано в строгом соответствии с лицензионным соглашением.
5.4. Образовательное учреждение разрабатывает технологический регламент
в соответствии с требованиями к условиям реализации ДОТ.
6.
Финансирование реализации образовательного процесса с
использованием
дистанционных
образовательных
технологий
осуществляется из бюджета общеобразовательного учреждения.
РАССМОТРЕНО
На заседании Совета Председателей родительских комитетов
Протокол №1 от 09.09.2019г.