Министерство образования Российской Федерации Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 177 Чкаловский район 620073 г. Екатеринбур г, ул. Крестинског о, 45 тел.: (343) 218-58-93, ф.: (343) 218-29-56, E -mail: gimnazia _177@ mail. ru ОКПО 41740051, ОГРН 1026605760653 ИНН \КПП 6664034791 \667901001 ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ гимназии №177 Протокол № 1 от 29.08.2019г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Эрудит» направление ВУД: общеинтеллектуальное уровень среднего общего образования г. Екатеринбург, 2019 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Эрудит» является составной частью Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ гимназии № 177, утверждена Приказом директора МАОУ гимназии № 177 №228-о от 28.08.2017г., с изменениями приказ №306-о от 29.08.2019г. Рабочая программа составлена в соответствии с Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г. №1645, 31 декабря 2015 г. №1578, 29 июня 2017 г. №613; с Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. №09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию социально-значимой личности являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — ориентироваться в жизненных ситуациях; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию социально-значимой личности являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; —использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами. 3.Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Эрудит» Вводное занятие. Логика и смекалка. Цели и задачи курса. Содержание занятий. Решение задач на внимание, внимательность, память; задачи на сравнение, решение задач на комбинации неравенств; взвешивания, переливания. Комбинаторика: ключевые задачи; высказывания, виды логических операций и их свойства; сюжетные задачи; решение старинных задач; геометрические забавы. Урок-практикум, урок-исследование. Цифры и числа. Введение в тему, цифровые задачи, арифметические курьезы; десятичная запись натурального числа; недесятичные системы счисления; числовые игры (ребусы, головоломки, 2 шифры); софизмы и магические квадраты; перекладывания, перемешивания; задачи на оптимизацию. Полуправильные многоугольники, задачи на разрезание; построение с помощью циркуля и линейки; теорема Птолемея; геометрические измерения на местности. Делимость и остатки. Четность, нечетность, признаки делимости. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида. Урок-исследование Вычисления. Задачи на «движение», «на части», «среднее арифметическое». Решение задач на применение математики в физике, химии, экономике, истории, статистике. Задачи на проценты в физике, химии, экономике, истории. Теория множеств; круги Эйлера-Венна, пересечение и объединение множеств. Математика в профессии моих родителей. Алгебраическая смесь. Комбинаторика. Математическая индукция; классические задачи; делимость, сравнение по модулю; диофантовы уравнения: задачи; уравнения в целых числах; исследовательский проект. Треугольник Паскаля; правило произведения; сочетания, перестановки, размещения. Теория стратегии, шары и перегородки. Бином Ньютона; теория вероятности в задачах; понятие инварианта; раскраска, инвариант – остаток. 4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Эрудит» 3 Количество часов 10 класс Вводное занятие. Решение задач на внимание, внимательность, память Решение задач на сравнение, на комбинации неравенств Решение задач на взвешивание, переливание Комбинаторика: ключевые задачи; высказывания Высказывания. Булева алгебра. Виды логических операций и их свойства Сюжетные задачи; решение старинных задач. Урок-практикум Урок-исследование «Геометрические забавы» Введение в тему, цифровые задачи, арифметические курьезы Десятичная запись натурального числа; недесятичные системы счисления Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры; софизмы и магические квадраты Задачи на перекладывания, перемешивания; задачи на оптимизацию Четность, нечетность, признаки делимости Урок-проект «Новые признаки делимости» Задачи на «движение» Задачи «на части» Задачи на «среднее арифметическое». Решение задач на применение математики в физике, химии, экономике, истории, статистике Теория множеств; круги Эйлера-Венна Исследовательский проект «Математика в профессии моих родителей» Деловая игра «Алгебраическая смесь» Викторина «Что? Где? Почему?» 11 класс Решение задач на внимание, внимательность, память Полуправильные многоугольники, задачи на разрезание Построение с помощью циркуля и линейки; теорема Птолемея Геометрические измерения на местности Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида. Задачи на проценты в физике, химии, экономике, истории Теория множеств; пересечение и объединение множеств Математическая индукция; классические задачи Делимость, сравнение по модулю Диофантовы уравнения: задачи Исследовательский проект «Уравнения в целых числах» Введение в курс комбинаторика. Треугольник Паскаля; правило произведения Сочетания, перестановки, размещения Теория стратегии, шары и перегородки 1 1 2 1 2 2 1 1 2 3 3 1 1 2 2 2 2 1 3 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 2 1 3 2 4 Бином Ньютона Математический аукцион. Подведение итогов по теме «Комбинаторика» Теория вероятности в задачах Решение задач по теме: «Теория вероятности» Понятие инварианта Раскраска. Инвариант – остаток Математический турнир «Кто хочет стать математиком?» 1 1 2 2 2 2 2 5