01.01.2017
Итак, дети вместе с родителями сделали дома план безопасной, а значит, наилучшей дороги из дома в школу. Как поможет этот план в дальнейшем ребенку? Хотелось бы сказать: «Очень просто». Да нет, не очень просто. Не очень просто, потому что вам вместе с ребенком придется оживить его план, превратить в настоящий дорожный маршрут и пройти его вместе с каждым ребенком и не один раз. Возможно ли это? Думается, да. Для учителя проще начать работать с планом с его, так сказать, конца, с пункта окончания маршрута. Ведь это - школа. И у каждого ребенка вашего класса эта точка одна и та же. Нарисуйте ее на доске (это может сделать и ваш помощник - закрепленный за классом юный инспектор движения). Перед каждым вашим учеником лежит его маршрут. Включайте детей поочередно в разговор о дороге из дома в школу. Узнайте, кто с какой стороны подходит к зданию. По итогам опроса (Ты подходишь прямо со стороны главного входа или с обратной стороны? А кто справа? Кто слева?..) легко разделить класс на потоки движения. А дальше каждый поток называет основные улицы, по которым ребята идут к школе. Учитель, конечно, прекрасно знает схему микрорайона, где расположено его учебное заведение, легко ориентируется в названиях и наносит на общую схему (напоминаем, она рисуется на доске) улицы, перекрестки, пешеходные переходы, зебры, остановки общественного транспорта, лесные массивы, парки - словом, все, что встречается ребятам по пути.
Дальше должно начаться самое важное. В один урок это занятие уложить сложно. Поэтому лучше бы его провести в несколько школьных уроков, дать детям домашнее задание и потом, при проверке, развить, дополнить, обобщить... Словом, и детям, и учителю представляется широкое поле творческой деятельности. В чем эта деятельность может проявиться? Банальная истина, но ее нелишне повторить: основная причина дорожных происшествий с детьми на улицах и дорогах - неопытность детей в оценке дорожной обстановки, неумение правильно ориентироваться, недооценка опасности предметов, строений, сооружений на улице, мешающих обзору, как неподвижных (стоящий автобус, грузовик, легковая машина, кусты, заборы, дома, деревья, кучи снега и т.п.), так и подвижных (приближающаяся машина больших габаритов - грузовик или автобус, за которой скрыта другая). Движение детей по маршруту «Дом - школа - дом» осуществляется по два раза в день. Поэтому он должен стать практическим «полигоном», на котором школьник с помощью учителя и родителей натренируется в своих навыках безопасного движения. Этой цели и служит составление каждым школьником своего маршрута «Дом - школа - дом», детальное описание основных опасностей, возможных на этом пути, и рекомендаций по безопасности движения при каждом переходе улицы (примерную схему такого маршрута и рекомендации для составления см. в «ДДД» №15-16).
Вторая часть урока - опрос детей
«Как вы переходите через дорогу?»
Ученики по очереди должны рассказать, какими правилами безопасности они руководствуются при переходе улицы по пути в школу и обратно. Учитель задает и более сложные ситуации, которые могут возникнуть при переходе улицы, например:
- Там, где вы переходите, стоит машина. Что надо делать? Правильный ответ: лучше отойти от нее подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть, «что там такое за...».
- Вы переходите недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить?
Правильный ответ: если поблизости есть пешеходный переход или перекресток, обязательно переходите там. Если нет, то подождите, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегайте спереди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но, в крайнем случае, см п.1
- Вы собрались переходить, но видите, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик или автобус). Вы вполне можете успеть перейти. Что надо делать?
Правильный ответ: главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, за частую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно.
- Перед переходом вы пропустили машину. Больше машин вы не видите... Можно переходить?
Правильный ответ: можно, но чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную.
Заключительная часть урока - домашнее задание По результатам проверки маршрутов (тех самых, что приготовлены детьми дома) учитель делает замечания по схемам или по описаниям к маршрутам и дает задания на исправление. Возможно проведение еще одного или нескольких уроков с разбором конкретных маршрутов учащихся класса и анализом типичных ситуаций на них. Следует разнообразить на доске самые сложные и интересные маршруты детей «дом - школа - дом» и дать пояснения. Отряд юных инспекторов движения, используя все схемы окрестностей школы, составленные в классах, составляет и оформляет общую схему движения детей в школах. На эту схему наносятся не маршруты отдельных учеников, а основные «потоки»: направления движения детей в школу. Нужно сделать схему потоков движения детей - «рек», «ручейков», указав время наиболее напряженного движения. Эта схема используется для контроля поведения детей возле школы, разработки совместно с Госавтоинспекцией в зоне школы пешеходных переходов, других мер организации безопасного движения.
Примечание. Если ребята не ответят правильно, то сами дайте правильный ответ.
Примерный перечень заданий на наблюдение по маршруту
«Дом - школа - дом»
- Перечислите предметы, мешающие обзору проезжей части улицы из дома в школу. Какие из них самые опасные?
- Опишите улицы, на которых возникает опасность невнимательности из-за редкого движения транспорта.
- Уточните с ребенком - в ситуации, когда он опаздывает, где он может ускорить шаг?
- Понаблюдайте за перекрестком со светофором (или регулируемым пешеходным переходом): какие ситуации «закрытого обзора» возникают в «пограничные» моменты, когда светофор переключается с красного на зеленый и с зеленого на красный? Это можно сделать и на схеме, но лучше запомнится в реальных условиях, на улице.
- Понаблюдайте за движением пешеходов через перекресток (переход) со светофором: в какие моменты пешеходы нарушают правила? Кто это делает - молодые, пожилые, женщины, мужчины, дети? Посчитайте, сколько секунд надо подождать переключения цикла светофора.
- Понаблюдайте за нерегулируемым пешеходным переходом: какие ситуации «закрытого обзора» возникают, когда автомашины останавливаются для пропуска пешеходов? Когда они трогаются после пропуска пешеходов? Когда движение транспорта и пешеходов происходит одновременно?
- Наблюдение за нерегулируемым пешеходным переходом. Может ли за приближающейся машиной, в ее «тени» находиться, «прятаться» другая, поменьше? Какая ситуация возникает, когда одна машина выезжает из-за другой, обгоняя ее? Может ли за проехавшей машиной (особенно крупногабаритной) быть скрыта встречная? Что может случиться, если, пропустив машину, сразу пойти или побежать через переход?
- Понаблюдайте за пешеходами на нерегулируемом пешеходном переходе: кто из них «срезает» угол, переходит не на переходе, а в нескольких метрах от него, рискует, переходя перед приближающимся или сразу за пропущенным транспортом? Сколько таких пешеходов вы заметили?
- Наблюдение за остановкой общественного транспорта: как автобус или троллейбус, трамвай закрывают обзор улицы, если смотреть на них с тротуара или с площадки спереди? Сколько автомашин может «спрятаться» за автобусом?
- Наблюдение за остановкой общественного транспорта: то же, что в предыдущем вопросе, но смотреть на автобус (троллейбус, трамвай) с тротуара или с площадки сзади. Сколько машин может «спрятаться» за автобусом?
- Наблюдение за остановкой общественного транспорта: подождите момента, когда из-за стоящего автобуса появится обгоняющая его, ранее скрытая за ним машина (наблюдение с тротуара). Что может случиться, если, не видя скрытой машины, выбежать из-за автобуса (троллейбуса, трамвая?)
- Наблюдение за остановкой общественного транспорта: подождите момента, когда из-за стоящего автобуса появится встречная ему, ранее скрытая за ним машина. Что может случиться, если, не видя скрытой машины, выбежать на проезжую часть улицы сзади стоящего транспорта?
- Наблюдение за остановкой общественного транспорта: посадка и высадка пассажиров. Что может случиться, если, не дождавшись полной остановки автобуса, подойти к нему близко, чтобы попасть поближе к двери? Если запоздать с посадкой и пытаться сесть в последний момент? В какое зеркало наблюдает водитель в момент трогания: в правое или в левое? Что может случиться, если запоздать с выходом из автобуса и попытаться выскочить из него в последний момент? Защемление какой дверью опаснее для запоздавшего пассажира: передней или задней?
- Наблюдение за остановкой общественного транспорта. Стоя на противоположной стороне улицы, наблюдайте за стоящим автобусом. Представьте себя на месте пешехода, который хочет во что бы то ни стало успеть к отправляющемуся автобусу: его глаза устремлены на стоящий автобус, и он не замечает машины, приближающейся справа или слева. Есть ли пешеходы, бегущие в момент вашего наблюдения к автобусу? Сколько их? Кто они - молодежь, пожилые, женщины, мужчины, дети?
- Наблюдение за остановкой общественного транспорта. Стоя на остановке, наблюдайте за пассажирами, выходящими из автобуса (троллейбуса, трамвая). Отмечайте опасные действия - выход сразу из передней двери - и через улицу, из задней двери - и через улицу и др.
- Какие нарушения и опасные действия пешехода были вами замечены при движении из дома в школу? Из школы домой?
- Понаблюдайте за пешеходами, остановившимися на середине улицы, между двумя потоками транспорта. Какие опасности подстерегают пешехода от автомобилей, которые едут у него за спиной? К чему может привести пешехода, стоящего посередине улицы, шаг назад?
ПРИМЕЧАНИЕ
- Все наблюдения за движением ведутся с тротуара или посадочных площадок!
- Все результаты наблюдения записываются в тетрадь по безопасности движения, которая проверяется родителями и учителем.
Такие уроки не только полезны - они жизненно важны для наших ребят. И провести их интересно, с выдумкой, творчески - задача номер один для каждого учителя. А наша задача - по мере сил помочь вам в этом. Успехов вам и вашим ученикам!
Информация подготовлена отделением пропаганды
ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.10.2020
Дата обновления: 14.10.2020
Дата публикации: 01.01.2017