Логико-информационные основы текста

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол № 1
от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ гимназии № 177
/ Т.Н. Самойленко
приказ № 364-о от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Логико-информационные основы текста
направление ВУД: общеинтеллектуальное
уровень среднего общего образования

г. Екатеринбург, 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению «Логико-информационные основы текста» является составной частью
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ гимназии
№ 177, утверждена Приказом директора МАОУ гимназии № 177 от 30.08.2023 № 364
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №
732 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413”
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822).
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формировать активную жизненную позицию.
- умение оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей.
-формирование мотивации изучения языка и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Русский язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами русского языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной межэтнической
коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа
Регулятивные:
- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий)
в соответствии с целью выполнения задания;
формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,
результатом действий на определенном этапе;
- формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий);
2

- формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Коммуникативные:
- формировать уважение к собеседнику, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты
различного типа, стиля, жанра;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
- идентифицировать и комментировать использование изученных грамматических
явлений в связном письменном тексте и устной речи;
- правильно использовать изученные грамматические структуры адекватно
ситуациям речевого общения в соответствии с заданным функционально стилистическим
регистром;
- определять и передавать соответствующими языковыми средствами
коммуникативный центр предложения-высказывания;
- строить связные тексты с соблюдением правил текстопостроения;
- обнаруживать ошибки в своих и чужих (устных и письменных) речевых
произведениях и исправлять замеченные ошибки;
- пользоваться лингвистическими справочными материалами и современными
техническими средствами.
3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Логикоинформационные основы текста»
Ознакомление с направлениями деятельности курса внеурочной деятельности «Логикоинформационные основы текста», цель и задачи.
Язык и говорящая личность
Текст как высшая реалия языка. Языковая личность и грамматика. Формы существования языка и языковая компетенция. Разговорная речь и просторечие в культурнокоммуникативном аспекте.
Коммуникативная структура текста
Порядок слов и актуальное членение предложения
Порядок слов в предложении и словосочетании. Актуальное членение. Тема и рема.
Рематическое ударение. Роль интонации. К понятию коммуникативной парадигмы и
актуализации. Параллельное и последовательное соединение текстовых единиц. Рематическая доминанта.
Коммуникативные регистры речи
Функции языка, функции речи и коммуникативно-речевые потенции моделей
предложения Коммуникативные функции регистровых блоков.
О языковых средствах формирования регистров
3

Коммуникативные функции видо-временных глагольных форм. Соотношение вида
и времени в глагольных формах. Лексическое значение глагола и коммуникативные
функции глагольных форм. Место категории повторяемости в системе регистров.
Аористив, перфектив, имперфектив в безглагольных моделях. Роль способов номинации в текстовых структурах. Модально-вводные слова в отношении к тексту. О текстовой изофункциональности глагольных и именных категорий.
Взаимодействие коммуникативных регистров
Понятие регистрового варианта. Наглядно-примерный, потенциально-обобщенный,
генеритивно-волюнтивный варианты.
Переключение коммуникативных регистров
Переключение и сочетание регистров. Регистровый шов.
О композиции текста
Текст и язык. Текстовые единицы. Композитивы. Четыре ступени анализа. Тактика и
стратегия текста.
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Логикоинформационные основы текста»
Тема занятия
Введение
Язык и говорящая личность

Коммуникативная структура текста. Порядок слов и актуальное
членение предложения
Коммуникативные регистры речи
О языковых средствах формирования регистров
Взаимодействие коммуникативных регистров
Понятие регистрового варианта
Переключение коммуникативных регистров
О композиции текста

Итого часов в год:

Количество часов
1
2
5
3
12
3
2
4
2
34

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».