ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол № 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ гимназии № 177 / Т.Н. Самойленко приказ № 364-о от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Логико-информационные основы текста направление ВУД: общеинтеллектуальное уровень среднего общего образования г. Екатеринбург, 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Логико-информационные основы текста» является составной частью Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ гимназии № 177, утверждена Приказом директора МАОУ гимназии № 177 от 30.08.2023 № 364 Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480) - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) - Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822). 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: - формировать активную жизненную позицию. - умение оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. -формирование мотивации изучения языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Русский язык»; • осознание возможностей самореализации средствами русского языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа Регулятивные: - умение самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания; формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; - формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий); 2 - формирование умение давать самооценку результату своего труда. Коммуникативные: - формировать уважение к собеседнику, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. - идентифицировать и комментировать использование изученных грамматических явлений в связном письменном тексте и устной речи; - правильно использовать изученные грамматические структуры адекватно ситуациям речевого общения в соответствии с заданным функционально стилистическим регистром; - определять и передавать соответствующими языковыми средствами коммуникативный центр предложения-высказывания; - строить связные тексты с соблюдением правил текстопостроения; - обнаруживать ошибки в своих и чужих (устных и письменных) речевых произведениях и исправлять замеченные ошибки; - пользоваться лингвистическими справочными материалами и современными техническими средствами. 3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Логикоинформационные основы текста» Ознакомление с направлениями деятельности курса внеурочной деятельности «Логикоинформационные основы текста», цель и задачи. Язык и говорящая личность Текст как высшая реалия языка. Языковая личность и грамматика. Формы существования языка и языковая компетенция. Разговорная речь и просторечие в культурнокоммуникативном аспекте. Коммуникативная структура текста Порядок слов и актуальное членение предложения Порядок слов в предложении и словосочетании. Актуальное членение. Тема и рема. Рематическое ударение. Роль интонации. К понятию коммуникативной парадигмы и актуализации. Параллельное и последовательное соединение текстовых единиц. Рематическая доминанта. Коммуникативные регистры речи Функции языка, функции речи и коммуникативно-речевые потенции моделей предложения Коммуникативные функции регистровых блоков. О языковых средствах формирования регистров 3 Коммуникативные функции видо-временных глагольных форм. Соотношение вида и времени в глагольных формах. Лексическое значение глагола и коммуникативные функции глагольных форм. Место категории повторяемости в системе регистров. Аористив, перфектив, имперфектив в безглагольных моделях. Роль способов номинации в текстовых структурах. Модально-вводные слова в отношении к тексту. О текстовой изофункциональности глагольных и именных категорий. Взаимодействие коммуникативных регистров Понятие регистрового варианта. Наглядно-примерный, потенциально-обобщенный, генеритивно-волюнтивный варианты. Переключение коммуникативных регистров Переключение и сочетание регистров. Регистровый шов. О композиции текста Текст и язык. Текстовые единицы. Композитивы. Четыре ступени анализа. Тактика и стратегия текста. 4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Логикоинформационные основы текста» Тема занятия Введение Язык и говорящая личность Коммуникативная структура текста. Порядок слов и актуальное членение предложения Коммуникативные регистры речи О языковых средствах формирования регистров Взаимодействие коммуникативных регистров Понятие регистрового варианта Переключение коммуникативных регистров О композиции текста Итого часов в год: Количество часов 1 2 5 3 12 3 2 4 2 34 4