Министерство образования Российской Федерации Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 177 Чкаловский район 620073 г. Екатеринбур г, ул. Крестинског о, 45 тел.: (343) 218-58-93, ф.: (343) 218-29-56, E -mail: gimnazia _177@ mail. ru ОКПО 41740051, ОГРН 1026605760653 ИНН \КПП 6664034791 \667901001 ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ гимназии №177 Протокол № 1 от 29.08.2019г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Ваш выбор» направление ВУД: социальное уровень среднего общего образования г. Екатеринбург, 2019 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Ваш выбор» является составной частью Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ гимназии № 177, утверждена Приказом директора МАОУ гимназии № 177 №228-о от 28.08.2017г., с изменениями приказ №306-о от 29.08.2019г. Рабочая программа составлена в соответствии с Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г. №1645, 31 декабря 2015 г. №1578, 29 июня 2017 г. №613; с Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. №09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию социально-значимой личности являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — ориентироваться в жизненных ситуациях; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию социально-значимой личности являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; —использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами. 3.Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Ваш выбор» Вводное занятие. Многообразие мира профессий. Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник). Игра: «Угадай профессию». Я и выбор профессии. Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание». Диагностические методики: «Кто я?». 2 Социальные проблемы труда. Анализ предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий. Мониторинг рынка труда города. Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация. Классификации профессий. Дифференцированно-диагностический опросник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ». Практическая работа: составление формул профессий. Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии. Здоровье и выбор профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. Типы темперамента и выбор профессии. Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица. Практическая работа: составление формул профессий. Профессиональная перспектива. Составление резюме. Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)) Собеседование. Правила и нормы поведения Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный). Социально – экономические условия современной России. Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. Практическая работа: сочинение «Если бы я был мэром». Основы экономических знаний. Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие». 3 Рынок образовательных услуг. Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность. Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию». Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. Знакомство с трудовым кодексом РФ. Основы технологической культуры. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление. Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций. Личный профессиональный план. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана. Готовность к выбору профиля, профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора». Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы). Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты). 4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Ваш выбор» Тема занятия Вводное занятие. Многообразие мира профессий. Я и выбор профессии Социальные проблемы труда. Разделение труда Классификации профессий Мотивы выбора профессии Здоровье и выбор профессии Типы темперамента и выбор профессии Современный рынок труда и его требования к профессионалу Профессиональная перспектива. Составление резюме Количество часов 1 1 2 1 2 1 1 2 1 2 4 Собеседование. Правила и нормы поведения. Социально – экономические условия современной России Основы экономических знаний Рынок образовательных услуг Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. Основы технологической культуры Личный профессиональный план Готовность к выбору профиля, профессии Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) 1 3 3 2 1 4 2 1 3 5